Мы начинаем с монтажа на площадке. Этот сегмент в монтаже представляется нам на сегодня наименее регламентированным и очень запутанным, как с точки зрения производственных задач, так и с точки зрения существующего понятийного сумбура. Все мы знаем примеры из практики, когда один и тот же термин применяется неправильно, совершенно по-разному понимается представителями заказчика, продюсерами и самими монтажерами. Казалось бы, речь идет о мелочах и даже о формальных нестыковках, но в рабочих ситуациях на реальных проектах это недопонимание приводят к неизбежному ухудшению условий труда монтажеров, к неправильному выстраиванию технологических цепочек, а в итоге к дефициту квалифицированных специалистов.
Давайте сразу определимся с термином "дейлизы", который даже в профессиональной среде часто употребляется неверно! Относится ли работа с дейлизами к монтажу в обычном понимании и творческой работе? Конечно, нет!
Сборка дейлизов носит исключительно технический характер и может выполняться техническим работником, не обладающим квалификацией монтажера. Соответственно оплата этого вида работ находится ниже минимальных ставок монтажера.
Теперь, когда мы поняли, что работа монтажера на площадке в большинстве случаев не связана с дейлизами, зададимся вопросом, как же называется та обычная работа монтажера, ради которой мы оказываемся на съемочной площадке?
Далее мы опишем существующие задачи перед Черновым монтажом на площадке и попробуем их классифицировать.
Данный вид монтажа обычно выполняется квалифицированным монтажером (режиссером монтажа), который способен дать разностороннюю оценку снимаемому материалу, и обладающим навыками ускоренной работы в условиях дефицита времени.
В зависимости от сложности съемок, объема материала, целевых параметров качества, а также, исходя из существующей технологической цепочки (пайплайна), на площадку могут наниматься несколько монтажеров (режиссеров монтажа).
Иногда в виду сложности съемочного процесса монтаж осуществляют исключительно для решения текущих съемочных задач. И законченный монтаж сцены как итог работы может не требоваться. В таких случая монтаж называют Контрольным ЧМ.
При черновом монтаже “день в день” обычно используют файлы плейбэка, готовые монтажи сцен не используются в чистовом монтаже и дальнейшем постпродакшене.
Данный монтаж - полноценный аналог студийного Чернового монтажа с использованием файлов прокси и синхронизацией звука. Отличается от студийного монтажа только привязкой к месту съемок.
Данный вид монтажа выполняется одним или несколькими квалифицированными монтажерами (режиссерами монтажа), результат этого монтажа передается на чистовой монтаж, а также на другие этапы постпродакшна.
Любой вид чернового монтажа на площадке имеет разную степень сложности, которая зависит от уровня сложности материала и поставленных перед режиссером монтажа задач. Сложность монтажа, в свою очередь, влияет на выработку (уменьшение скорости монтажа) или качество готового результата.
Далее перечислены критерии, определяющие сложность чернового монтажа на площадке.
Итак, мы сформулировали возможные виды монтажа на площадке, указали, какие факторы влияют на сложность и скорость монтажа. И теперь, понимая весь диапазон работ от простых до самых сложных, можем сказать, что в соответствии с конкретными поставленными задачами требуется разный уровень квалификации режиссера монтажа (монтажера).
Далее для оптимального выбора специалиста продюсерами мы попробуем выделить несколько категорий по оплате монтажных работ - от простого к сложному (от дешевого к дорогому).
Традиционно за основу тарификации на съемочной площадке принята посменная ставка. Однако в некоторых случаях целесообразно использовать почасовой тариф - он позволяет более гибко фиксировать работу разной сложности в рамках одной смены, включая переработки.
Техническая сборка материала. Наличие режиссера монтажа необязательно.
СТАВКА на 2025 г. - от 8 000 руб./смена
Обычный черновой монтаж без задачи контроля съемки сцены со стороны режиссера монтажа. Для проектов средней сложности.
Привязка к съемочному графику - да/нет
Экшн/танцы/клипы - нет.
ЗК музыка - нет.
Компоузинг - нет
Объем материала (усредненно) - до 6-8 кадров в сцене.
СТАВКА на 2025 г. - от 12 000 руб./смена
Подразумевается высокая квалификация специалиста.
Варианты регламента работ:
Привязка к съемочному графику - да/нет
Экшн/танцы/клипы - да.
ЗК музыка - да.
Компоузинг (референсного начального уровня) - да.
Объем материала - количество кадров и камер нерегламентировано.
СТАВКА НА 2025 г. - от 17 000 руб./смена
Смена - 11 часов;
Перерыв между сменами - 12 часов;
Вызов на площадку - за 30-40 минут до мотора;
Обед - 1 час, выдача без очереди;
Индивидуальный трансфер - по договоренности;
HDD заказчика от 2 Tb - для архивации материала;
Проживание в экспедиции - отдельный номер, обязательный интернет;
В экспедиции - выплата суточных.
Рабочее место монтажера, предоставленное администрацией:
- чистый стол, стул, электричество, техническое освещение;
- при температуре ниже +5 - должны работать обогреватели, либо монтаж производится в штабном вагончике.
Наша попытка детально описать монтаж на площадке носит прежде всего практический смысл. Продюсер или монтажер, планирующие работу на площадке, должны четко понимать, из каких составляющих складывается работа монтажера, какие конкретные параметры влияют на сложность монтажа и его скорость. Также мы постарались перечислить некоторые типичные надбавки и позиции по условиям труда, о которых необходимо помнить при обсуждении с продюсерами и составлении договоров.