Монтаж на площадке

Регламенты, ценообразование, условия труда.


Мы начинаем с монтажа на площадке. Этот сегмент в монтаже представляется нам на сегодня наименее регламентированным и очень запутанным, как с точки зрения производственных задач, так и с точки зрения существующего понятийного сумбура.  Все мы знаем примеры из практики, когда один и тот же термин применяется неправильно, совершенно по-разному понимается представителями заказчика, продюсерами и самими монтажерами. Казалось бы, речь идет о мелочах и даже о формальных нестыковках, но в рабочих ситуациях на реальных проектах это недопонимание приводят к неизбежному ухудшению условий труда монтажеров, к неправильному выстраиванию технологических цепочек, а в итоге к дефициту квалифицированных специалистов.

I. Регламент работ по монтажу на съемочной площадке в производстве кино и сериалов.

Давайте сразу определимся с термином "дейлизы", который даже в профессиональной среде часто употребляется неверно! Относится ли работа с дейлизами к монтажу в обычном понимании и творческой работе? Конечно, нет!

1. Сборка дейлизов.
  • Самый простой вид монтажных работ. Подразумевает техническую сборку всего отснятого за одну смену материала последовательно в единый файл с указанием названия файла и таймкода в целях отчетности, составления базы данных и др.

Сборка дейлизов носит исключительно технический характер и может выполняться техническим работником, не обладающим квалификацией монтажера. Соответственно оплата этого вида работ находится ниже минимальных ставок монтажера.

Теперь, когда мы поняли, что работа монтажера на площадке в большинстве случаев не связана с дейлизами, зададимся вопросом, как же называется та обычная работа монтажера, ради которой мы оказываемся на съемочной площадке?

2. Черновой монтаж на площадке (ЧМ). 
  • Это основной вид монтажных работ на площадке. Выполняется специалистом, имеющим квалификацию монтажера (режиссера монтажа). Данный вид монтажа является как техническим, так и творческим процессом, имеет широкий диапазон задач. Конкретный перечень задач для Чернового монтажа на площадке определяется продюсером на каждом проекте индивидуально.

Далее мы опишем существующие задачи перед Черновым монтажом на площадке и попробуем их классифицировать.

2.1. ЧМ с привязкой к графику съемок “день в день”.
  • Осуществляется непосредственно на съемочной площадке в течение съемочной смены. Подразумевает жесткую привязку к графику съемок. Цель такого ЧМ: контроль съемочного процесса со стороны основных членов съемочной группы и специалистов постпродакшена. Такой монтаж позволяет выявить недостающие неснятые кадры, правильность осей взаимодействия, ошибки континьюнити, точность монтажных переходов и т.д.

Данный вид монтажа обычно выполняется квалифицированным монтажером (режиссером монтажа), который способен дать разностороннюю оценку снимаемому материалу, и обладающим навыками ускоренной работы в условиях дефицита времени.

В зависимости от сложности съемок, объема материала, целевых параметров качества, а также, исходя из существующей технологической цепочки (пайплайна), на площадку могут наниматься несколько монтажеров (режиссеров монтажа).

Иногда в виду сложности съемочного процесса монтаж осуществляют исключительно для решения текущих съемочных задач. И законченный монтаж сцены как итог работы может не требоваться. В таких случая монтаж называют Контрольным ЧМ. 

При черновом монтаже “день в день” обычно используют файлы плейбэка, готовые монтажи сцен не используются в чистовом монтаже и дальнейшем постпродакшене.

2.2.  ЧМ без привязки к графику съемок.
  • Этот вид монтажа не ставит целью контроль съемочного процесса. Его задача - сократить сроки монтажа проекта или оптимизировать логистику во время съемок в удаленных экспедициях.

Данный монтаж - полноценный аналог студийного Чернового монтажа с использованием файлов прокси и синхронизацией звука. Отличается от студийного монтажа только привязкой к месту съемок.

Данный вид монтажа выполняется одним или несколькими квалифицированными монтажерами (режиссерами монтажа), результат этого монтажа передается на чистовой монтаж, а также на другие этапы постпродакшна.

II. Параметры, влияющие на сложность чернового монтажа на площадке.

Любой вид чернового монтажа на площадке имеет разную степень сложности, которая зависит от уровня сложности материала и поставленных перед режиссером монтажа задач. Сложность монтажа, в свою очередь, влияет на выработку (уменьшение скорости монтажа) или качество готового результата.

Далее перечислены критерии, определяющие сложность чернового монтажа на площадке.

    • Количество отснятых кадров в сцене.

    • Количество действующих персонажей в сцене.

    • Количество синхронно используемых камер. (Количество кадров умножается на количество камер. Принимается, что каждая камера снимает свой собственный кадр).

    • Укладка закадровой музыки

    • Черновой компоузинг: вставки/наложения, кеинг, монтаж клинплейтов и т.д.

III. Определение уровня оплаты. Категории, надбавки, условия труда.

Итак, мы сформулировали возможные виды монтажа на площадке, указали, какие факторы влияют на сложность и скорость монтажа. И теперь, понимая весь диапазон работ от простых до самых сложных, можем сказать, что в соответствии с конкретными поставленными задачами требуется разный уровень квалификации режиссера монтажа (монтажера).

1. Категории уровня оплаты. 

Далее для оптимального выбора специалиста продюсерами мы попробуем выделить несколько категорий по оплате монтажных работ - от простого к сложному (от дешевого к дорогому).

Традиционно за основу тарификации на съемочной площадке принята посменная ставка. Однако в некоторых случаях целесообразно использовать почасовой тариф - он позволяет более гибко фиксировать работу разной сложности в рамках одной смены, включая переработки.

1.1. Дейлизы.

Техническая сборка материала. Наличие режиссера монтажа необязательно. 

СТАВКА на 2025 г. - от 8 000 руб./смена

1.2. Черновой монтаж средней сложности.

Обычный черновой монтаж без задачи контроля съемки сцены со стороны режиссера монтажа. Для проектов средней сложности.

Привязка к съемочному графику - да/нет

Экшн/танцы/клипы - нет.

ЗК музыка - нет.

Компоузинг - нет

Объем материала (усредненно) - до 6-8 кадров в сцене.

СТАВКА на 2025 г. - от 12 000 руб./смена

1.3. Черновой монтаж высокой сложности.

Подразумевается высокая квалификация специалиста.

Варианты регламента работ:

  • Контрольный черновой монтаж сцен -  для проектов любой сложности;
  • Обычный черновой монтаж - для проектов высокой сложности. Параметры этого вида работ:

Привязка к съемочному графику - да/нет

Экшн/танцы/клипы - да.

ЗК музыка - да.

Компоузинг (референсного начального уровня) - да.

Объем материала - количество кадров и камер нерегламентировано.

СТАВКА НА 2025 г. - от 17 000 руб./смена

2. Надбавки к основному уровню оплаты (при монтаже, привязанном к графику съемок).
  • Переработка до двух часов сверх смены -  х1,5 за час  (считается руб./доп. час)
  • Переработка больше двух часов сверх смены - x2 и более за час (считается руб./доп. час) - это очень тяжелые переработки, требующие заградительных коэффициентов.
  • Выполнение дополнительных задач, доработка сложных сцен - оплата дополнительных смен (в плюс к съемочным)
  • Собственный компьютер - 2000 руб./смена

3. Условия труда монтажера на площадке.

Смена - 11 часов;

Перерыв между сменами - 12 часов;

Вызов на площадку - за 30-40 минут до мотора;

Обед - 1 час, выдача без очереди;

Индивидуальный трансфер - по договоренности;

HDD заказчика от 2 Tb - для архивации материала;

Проживание в экспедиции - отдельный номер, обязательный интернет;

В экспедиции - выплата суточных.

Рабочее место монтажера, предоставленное администрацией:

- чистый стол, стул, электричество, техническое освещение;

- при температуре ниже +5 - должны работать обогреватели, либо монтаж производится в штабном вагончике.


Заключение.

Наша попытка детально описать монтаж на площадке носит прежде всего практический смысл. Продюсер или монтажер, планирующие работу на площадке, должны четко понимать, из каких составляющих складывается работа монтажера, какие конкретные параметры влияют на сложность монтажа и его скорость. Также мы постарались перечислить некоторые типичные надбавки и позиции по условиям труда, о которых необходимо помнить при обсуждении с продюсерами и составлении договоров.

©2023-24. АССОЦИАЦИЯ РЕЖИССЕРОВ МОНТАЖА.
Все права защищены.

Полное или частичное копирование материалов
разрешено только с активной ссылкой на ресурс.